Домашнее задание по теме: "Нарушение лексических норм"
Подготовиться к сдаче тем: Фонетические единицы и лексическая система русского языка
Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.
Группа школьников … (пришла - зашла) в музей на лекцию. Мы все завтра … (придем - выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды. Перед подвигом защитников Отечества мы (преклоняем - склоняем) голову. Мы так давно не виделись, что вначале я его даже не (узнал - признал). На голове отца (одета - надета) меховая шапка.
Составьте словосочетания с данные паронимами.
Высокий - высотный, единый - единственный, злой - злобный, лесной - лесистый, правда - правдивость, производство - производительность, осудить - обсудить, отразить - отобразить, решающий - решительный, факты - факторы, читальный - читательский.
Домашнее задание по теме: "Фразеологические единицы"
Объяснить значение исконно русских фразеологизмов(заменить общеупотребительным синонимом)
Бить баклуши-бездельничать
Бить баклуши, точить лясы, тютелька в тютельку, доводить до белого каления, закусить удила, ни зги не видно,сгущать краски, повесить нос
Подготовить историю появления 1 фразеологизма(на выбор)
Домашнее задание по теме: "Орфоэпические нормы"
Списать и расставить ударение в выделенных словах
Барышни выглядели весьма интересно: полосатые шарфы и яркие банты привлекали внимание обывателей. Обуты девушки были еще более экстравагантно: одна туфля зеленая лаковая, другая – сливового цвета. Рядом шел молодой человек в сером пуловере, он нес огромные торты с арахисовым маслом. Его принудили тащить на себе эту нелегкую ношу. Впрочем, все трое были нагружены изрядно: одна из барышень едва волочила коробку с кухонным комбайном, другая – гладильную доску. Компания двигалась в сторону аэропорта.
Домашнее задание по теме: "Повторение.Лексическая система русского языка"
1. Отредактировать предложения.
Он учился в музыкальной консерватории. Состоялся обмен имеющимся опытом. Они окончательно закончили школу
2. Выделите в предложениях омонимы, омоформы, омографы, омофоны(списать предложения и надписать сверху)
Медведь в бору, не зная правил, машиной персональной правил. И в елку врезался. Смех смехом. А Мишка-то едва остался с мехом. И заревел он грозно: - Надо ели срубить в бору, они мне надоели (Я. Козловский) Нет хуже удела, чем быть не у дела (Я. Козловский) Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов (Я. Козловский) Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его (Марш.) Как жаль, что способность делиться осталась лишь преимуществом простейших.
Домашнее задание по теме: Повторение изученного. Фонетические единицы
Подготовиться к СР по теме+выполнить письменные задания
1.Охарактеризуйте фонетические процессы, происходящие в словах
кружка, молотьба, зуб, обижаться, местный, песня.
2.Сделать фонетический разбор слова дождь
3.Сколько звуков «с» и сколько «з» в предложении:
Позже раздался резкий звук, словно сделанный железкой по стеклу.
Глагол как часть речи
Прочитайте текст и выполните задания.
Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал3, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел3...
Книги говорили3 мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.
Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться3 в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит3 вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)
1. Найдите в тексте глаголы.
2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных.
3. Определите спряжение глаголов из последнего абзаца.
4. Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?
5. Найдите глаголы в форме инфинитива.
Задание по теме: "Разряды имен прилагательных"
Распределите имена прилагательные по разрядам (качественные, относительные, притяжательные).
Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель
Задание по теме: "Имя прилагательное"
Прочитайте текст и выполните задания.
Величайшее3 богатство народа — его язык! <...> Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна3 та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...
Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих3 отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. <...> Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной3 культуры, великого и могучего языка нашего. (По М. А. Шолохову)
Задания:
Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к разным разрядам(по 3 примера)
Из первого абзаца выпишите несколько словосочетаний «прилаг. + сущ.», укажите род, число и падеж прилагательного.
Выпишите предложения, в которых прилагательное в роли определения и в роли сказуемого (определите тип сказуемого).
Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов:
-ек, -чик, -т: апельсин, абажур, барабан, внук, горох, диван, еж, конец, карандаш, карман, кирпич, ларек, ножик, пряник, палисадник, помидор, палец, кофейник
-ечк, -ичк- (иц + к): блюдо, брошь, Ваня, душа, книга, лестница, луковица, пуговица, семья, сито, Тоня, умница;
-енк-, -еньк-, -инк-, -к-: басня, башня, береза, бусина, волосы, горошина, душа, диковина, изюмина, завалина, кухня, мама, Петя, скважина, соломина, Юля, яблоня.
Задание на 24 ноября
Определите род, число и падеж существительных.
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени. В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана
Задание на 24 января
Подготовиться к КР по теме: "Имя прилагательное"
Изучить самостоятельно тему о правописании сложных имен прилагательных
Задание на 17 января
Замените полную форму прилагательных краткой и подчеркните их как члены предложения
1. Сегодня я еще (больной), а завтра буду (здоровый). 2. Сегодня мы (свободные), а завтра будем (занятые). 3. Поверхность озера (спокойная, гладкая и ясная). 4. Окружающая природа в лучах заходящего солнца была (дикая и величественная). 5. Эти люди были (добрые и приветливые). 6. Вы (правые). 7. Ветер до того (сильный и жгучий), что нельзя идти вперед. 8. Порывы ветра очень (сильные). 9. Ее глаза были (грустные). 10. Небо сегодня (ясное, полное) света. 11. Июльские дни в Украине (знойные и сухие). 12. Ночь была (свежая и прекрасная). 13. Туристы (молодые), движения их (быстрые), песни (бодрые и веселые).
Задание на 11 января
Прочитайте текст и выполните задания.
Величайшее3 богатство народа — его язык! <...> Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна3 та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...
Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих3 отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. <...> Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной3 культуры, великого и могучего языка нашего. (По М. А. Шолохову)
Задания:
Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к разным разрядам(по 3 примера)
Из первого абзаца выпишите несколько словосочетаний «прилаг. + сущ.», укажите род, число и падеж прилагательного.
Выпишите предложения, в которых прилагательное в роли определения и в роли сказуемого (определите тип сказуемого).
Задание на 21 декабря
Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов:
-ек, -чик, -т: апельсин, абажур, барабан, внук, горох, диван, еж, конец, карандаш, карман, кирпич, ларек, ножик, пряник, палисадник, помидор, палец, кофейник
-ечк, -ичк- (иц + к): блюдо, брошь, Ваня, душа, книга, лестница, луковица, пуговица, семья, сито, Тоня, умница;
-енк-, -еньк-, -инк-, -к-: басня, башня, береза, бусина, волосы, горошина, душа, диковина, изюмина, завалина, кухня, мама, Петя, скважина, соломина, Юля, яблоня.
Задание на 20 декабря
Определите, к какому роду и каким типам склонения относятся существительные. Объясните лексическое значение подчёркнутых слов.
Задание на 14 декабря
Распределите слова по частях речи, сделайте вывод, какая часть речи употребляется чаще.
Например: Имя существительное-сетка, дождь...
Но
даже сквозь мутную, зыбкую сетку дождя можно было увидеть: в три грани
изломалась плоская гора (четвертая грань, вероятно, позади). А в котловине —
влажная россыпь огней. Богатая россыпь. Легко повисли цепи уличных фонарей.
Разноцветье окон: оранжевых, зеленых, желтых — жилые дома. Замысловатое
нагромождение всевозможного света — заводы. Там же полыхает мгновеньями тонкая
голубизна электросварки. Могучее зарево встает над котлованом. Город. От этого
зарева и душе и ногам теплее.
Задание на 6 декабря
Определить способ словообразования и сделать словообразовательный разбор 2 слов(на выбор)
Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.
Задание на 30 ноября
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
1. Море после шторма все еще дышало хол...дом и не давало солнцу нак...лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в...терок усиливался. Тр...пинка сначала п...тляла среди невысоких х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Наг.).
2. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и н...чных. Неужели же люди, в которых собр...на вся природа, за сравнительно к...роткое время своего существования на з...мле сгладили в себе это к...ренное отличие? (Пришв.).
3. Михаил выт...нул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.).
4. Музыка, которую я слышал в детстве, перел...милась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к зв...зде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст.)
Задание на 15 ноября
Тема урока: "Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления"
1.Ознакомиться с презентацией
2.Составление высказывания на лингвистическую тему «Лексика с точки зрения сферы ее употребления» (объем 1 страница)
Задание на 17 ноября
Тема урока: "Русская фразеология"
1.Изучить презентацию, тезисно записать теорию
2.Выполнить задание на 8 слайде
Задание на 08 ноября
Диктант
Утро
Выполнить работу на двойных листочках(работу сохранить)
Задание на 10 ноября
Тема урока: "Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза"
1.Ознакомиться с презентацией по теме, основные понятия выписать
2.Самостоятельно подобрать по 2 примера
Задание на 01 ноября
Тема урока: "Развитие речи. Виды речевого общения. Речевая ситуация и её компоненты"
1. Посмотреть видеоурок "Речевое общение", запомнить теорию
2. Составьте рассказ на тему: «Компьютер как одно из средств общения. Возможности, преимущества, перспективы»(объем 1 стр.)
Задание на 03 ноября
Домашнее задание на 22.09
Списать и расставить ударение в выделенных словах
Барышни выглядели весьма интересно: полосатые шарфы и яркие банты привлекали внимание обывателей. Обуты девушки были еще более экстравагантно: одна туфля зеленая лаковая, другая – сливового цвета. Рядом шел молодой человек в сером пуловере, он нес огромные торты с арахисовым маслом. Его принудили тащить на себе эту нелегкую ношу. Впрочем, все трое были нагружены изрядно: одна из барышень едва волочила коробку с кухонным комбайном, другая – гладильную доску. Компания двигалась в сторону аэропорта.
Домашнее задание на 15.09
Написать сочинение-рассуждение на тему: "Интернет и грамотность", как влияет интернет на грамотность человека(объем 1 страница)
Домашнее задание
Объяснить значение исконно русских фразеологизмов(заменить общеупотребительным синонимом)
Бить баклуши-бездельничать
Бить баклуши, точить лясы, тютелька в тютельку, доводить до белого каления, закусить удила, ни зги не видно,сгущать краски, повесить нос
Подготовить историю появления 1 фразеологизма(на выбор)